Минобрнауки РФ
Создание новых технологий и систем в области повышения уровня использования альтернативных источников энергии для транспортных средств, основанных на внедрении новых научно-технических решений, направленных на использование электрической и возобновляемой (солнечной) энергии для движения транспортных средств.
Аннотация:
В рамках ПНИ рассматриваются дополнительные источники питания на основе батареи фотоэлектрических преобразователей (ФЭП) для легкового электрического транспортного средства (электромобиля) с разработкой алгоритмов эффективного распределения потоков энергии, получаемых от батареи ФЭП. Элементы, используемые для изготовления батареи ФЭП имеют КПД не ниже 20 %.
На первом этапе работы были сформированы технические требования, проведены патентные и аналитические исследования в области электрических транспортных средств с комбинированными энергоустановками, которые также включают в себя и ФЭП. Разработаны: математическая модель движения и методика расчета тягово-динамических характеристик транспортного средства с дополнительными источниками питания на основе ФЭП, а также принципиальные схемы и эскизно-конструкторская документация на следующих системы: система накопления и хранения электроэнергии (СХНЭ); система фотоэлектрических преобразователей; система термостатирования СХНЭ.
На втором этапе работы было изготовлено экспериментальное электрическое транспортное средство с фотоэлектрическими преобразователями, а также следующие его составляющие: система хранения и накопления электроэнергии, система дополнительных источников энергии на основе ФЭП, система термостатирования компонентов тягового электропривода. Также разработаны программы и методики испытаний изготовленных образцов.
Натурные испытания экспериментального транспортного средства по определению запаса хода транспортного средства были проведены по процедуре Правил ООН № 101-01 на полигоне ИЦ НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ».
Размеры и КПД данной системы ФЭП позволяют электромобилю на широте Москвы получить до 280 кВтч электроэнергии в год (на широте Сочи до 380 кВтч в год). При производстве такого количества электроэнергии в Российской Федерации было бы выработано до 215 000 грамм СО2. Следовательно, применение "солнечной батареи" на электротранспорте, при серийном оснащении, значительно снизит выбросы СО2 и снизит нагрузку на электросети.
Система термостатирования элементов тягового электропривода способна поддерживать постоянную температуру в корпусе тяговой батареи в диапазоне +12...+18 оС при изменении температуры окружающего воздуха от -40… +50 оС, а также отвечает за поддержание рабочей температуры в контурах теплообмена агрегатов тягового электропривода.
- эффективность применяемых элементов ФЭП более 20%;
- при использовании разработанной системы ФЭП, пробег на одной зарядке по комбинированному циклу NEDC на электротяге увеличился до 10%, а по городскому циклу до 15% в летние дни.
Уникальный идентификатор соглашения: RFMEFI62417X0047
Номер соглашения: № 14.624.21.0047
Дата начала: 26.09.2017
Дата окончания: 30.06.2019
Директор проекта, научный руководитель: к.т.н., доцент Карпухин Кирилл Евгеньевич
Руководитель направления «Электромобиль»: к.т.н., Колбасов Алексей Фёдорович
Руководитель направления «Электропривод»: к.т.н., Шорин Александр Алексеевич
Программа: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»
Головной исполнитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ"»
Индустриальный партнер: ООО «Энер Зэт»
Разработаны алгоритмы распределния потоков энергии между электрохимическим накопителем, фотоэлектрическим преобразователем, электродвигателем и вспомогательным агрегатам
Предусмотрен штатный режим работы энергообеспечения электромобиля и 2 режима работы с системой ФЭП: "стационарный" и "в движении".
Разработан и изготовлен термостатированный модуль перезаряжаемой системы хранения электроэнергии
Разработан и изготовлен модуль системы термостатирования с жидкостным теплоносителем для перезаряжаемой иссетмы хранения электроэнергии
Разработан и изготовлен блока управления системой фотоэлектрических преобразователей и системой термостатирования экспериментального образца электромобиля
Разработаны и изготовлены модули системы дополнительных источников питания на основе фотоэлектрических преобразователей, повторяющие криволинейную поверхность кузовных элементов автомобиля.
№ этапа | Название | Дата начала | Дата окончания | Статус | Бюджет | Внебюджет |
1 |
Проведение аналитических и патентных исследований |
26.09.2017 | 29.12.2017 | Выполнен | 7 | 7,1 |
2 |
Математическое моделирование и изготовление экспериментальных образцов Проведение испытаний и результаты обобщения ПНИ |
01.01.2018 | 31.12.2018 | Выполнен | 7 | 7,1 |
3 |
Подведение итогов реализации проекта |
01.01.2019 | 30.06.2019 | Выполнен | - | - |