Минобрнауки РФ
Создание прототипа перспективного беспилотного грузового транспортного средства с электроприводом (БГТСЭ) на базе шасси КАМАЗ с компоновкой без кабины водителя для осуществления логистических перевозок.
1. Объектом исследования является прототип перспективного беспилотного грузового транспортного средства с электроприводом на базе шасси КАМАЗ с компоновкой без кабины водителя для осуществления логистических перевозок.
2. Основание и исходные данные для разработки темы изложены в Техническом задании на проведение ПНИ по Соглашению о предоставлении субсидии от 26 сентября 2017 г. № 14.624.21.0049.
Целями настоящего ПНИ являются:
На первом этапе ПНИ, при проведении аналитических и патентных исследований с последующей постановкой задачи и разработкой эскизной документации для прототипа перспективного БГТСЭ, были выполнены следующие работы: выполнен аналитический обзор современной научно-технической, нормативной и методической литературы, затрагивающей научно-технические проблемы разработки прототипа перспективного беспилотного грузового транспортного средства с электроприводом (БГТСЭ); проведены патентные исследования по ГОСТ Р 15.011-96; проведены сравнительные оценки эффективности возможных направлений исследований выбраны и обоснованы направления исследований и разработок СУД БГТСЭ; совместно с ПАО «КАМАЗ» разработано техническое предложение модуля СУД прототипа БГТСЭ; разработана концепция создания перспективного БГТСЭ; определены и обоснованы основные параметры БГТС; доказана возможность реализации разработанной концепции БГТСЭ; разработаны технические предложения на специальное шасси и грузовую платформу прототипа БГТСЭ. Была проведена разработка и сопоставление возможных технических решений компоновки БГТСЭ и СУД БГТСЭ, был разработан технический проект прототипа БГТСЭ.
На втором этапе ПНИ, при разработке прототипа перспективного БГТСЭ с компоновкой без кабины водителя, совместно с ПАО «КАМАЗ» были выполнены следующие работы: разработана эскизная конструкторская документация на модуль системы управления движением (включающий системы технического зрения, навигации и связи), на систему управления движением (включающей блоки обработки и отображения информации, навигации, связи и исполнительные механизмы); были изготовлены прототип модуля системы управления движением и элементы крепления и коммутации блоков системы управления движением прототипа БГТСЭ; были произведены программирование и отладка специального программного обеспечения системы управления прототипа БГТСЭ; исследованы технические параметры системы управления движением. Была разработана эскизная конструкторская документация на специальное шасси и специальную грузовую платформу БГТСЭ по который были изготовлены специальное шасси и специальная грузовая платформа прототипа БГТСЭ.
На заключительном третьем этапе ПНИ при экспериментальной апробации прототипа перспективного БГТСЭ выполнены следующие работы:
Согласно последним данным, подавляющее большинство разработок беспилотных грузовых автомобилей ведётся за счёт переоборудования серийных ТС, путём их дооснащения различными системами управления, из чего следует, что подобные модификации грузовых ТС, выполненные на базе серийных шасси, преимущественно остаются кабинными БГТС.
Разработанный в рамках настоящих ПНИ прототип БГТСЭ имеет явное преимущество перед кабинными БГТС, заключающееся в увеличении объёмов перевозок за счёт использования площади рамы в передней части, освобождающейся при удалении из конструкции кабины и капота с установленным в нем двигателем внутреннего сгорания.
Наиболее приближенными аналогами разработанному прототипу БГТСЭ являются: прототип бескабинного беспилотного грузового электромобиля T-pod шведского стартапа Einride и беспилотный электрический фургон R-Shuttle санкт-петербургской компании-стартапа Ralient. Они также не имеют кабины водителя и оснащены системой дистанционного управления. Однако явным преимуществом прототипа БГТСЭ перед T-pod и R-Shuttle являются:
Принятые конструкторские решения по прототипу перспективного беспилотного грузового транспортного средства с электроприводом на базе шасси КАМАЗ с компоновкой без кабины водителя позволили решить поставленную задачу создания нового вида грузовых транспортных средств в беспилотном исполнении, обеспечивающего увеличение объёмов перевозок.
Степень внедрения – результаты выполнения ПНИ могут быть использованы при проведении ОКР по теме: «Создание опытного образца перспективного беспилотного грузового транспортного средства с электроприводом с компоновкой без кабины водителя для осуществления логистических перевозок».
Результаты проведённых ПНИ полностью соответствуют требованиям Технического задания на проведение ПНИ по Соглашению о предоставлении субсидии от 26 сентября 2017 г. № 14.624.21.0049.
Уникальный идентификатор соглашения: RFMEFI62417X0049
Номер соглашения: № 14.624.21.0049
Дата начала: 26.09.2017
Дата окончания: 30.06.2020
Научный руководитель: д.т.н, с.н.с. Сайкин Андрей Михайлович
Директор проекта: к.т.н., доцент Карпухин Кирилл Евгеньевич
Программа: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»
Головной исполнитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ"»
Индустриальный партнер: ПАО «КАМАЗ»
№ этапа | Название | Дата начала | Дата окончания | Статус | Бюджет (млн. руб.) |
Внебюджет (млн. руб.) |
1 |
Проведение аналитических и патентных исследований с последующей постановкой задачи и разработкой эскизной документации для прототипа перспективного беспилотного грузового транспортного средства с электроприводом на базе шасси КАМАЗ с компоновкой без кабины водителя для осуществления логистических перевозок |
26.09.2017 | 29.12.2017 | Выполнен | 20 | 20 |
2 |
Разработка прототипа перспективного беспилотного грузового транспортного средства с электроприводом с компоновкой без кабины водителя |
01.01.2018 | 31.12.2018 | Выполнен | 20 | 20 |
3 |
Экспериментальная апробация прототипа перспективного беспилотного грузового транспортного средства с электроприводом с компоновкой без кабины водителя. |
01.01.2019 | 31.12.2019 | Выполнен | 20 | 20 |
4 |
Подведение итогов реализации проекта |
01.01.2020 | 30.09.2020 | Выполняется | - | - |