ENG

Комментарий руководителя Центра испытаний ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Дениса Загарина в публикации «Эпидемия на дорогах»

Эпидемия на дорогах

В начале 2020 года в Стокгольме состоялось важнейшее международное мероприятие – Третья всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения. Одним из основных ее организаторов и участников стала Российская Федерация. По итогам 80 стран договорились снизить до 2030 года число погибших и пострадавших в авариях. План по борьбе с ДТП будет обсуждаться на уровне глав государств, поскольку без политической воли исключить гибель миллионов человек на дорогах невозможно.

Проблема глобального масштаба

Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения состоялась в 2009 году в Москве по инициативе российской стороны (за идеологию и организацию отвечала Госавтоинспекция). На мероприятии собралось более 1,5 тыс. участников самого высокого уровня из 70 стран, что сделало конференцию беспрецедентным по масштабу событием. Конференцию открывал президент Дмитрий Медведев, по ее итогам была подписана Московская декларация, в которой страны-участники договорились о мерах по улучшению безопасности дорожного движения во всем мире. В соответствии с призывом участников конференции период 2011–2020 гг. был объявлен Организацией Объединенных Наций Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Вторая министерская конференция прошла в 2015 году в Бразилии с целью подведения промежуточных итогов осуществления Десятилетия действий.

Третья конференция, организованная правительством Швеции совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), состоялась в феврале 2020 года. Наша страна принимала активное участие в работе Международного консультативного комитета по подготовке мероприятия. Российскую делегацию на конференции возглавил министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев. С российской стороны также участвовали начальник Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, а также представители Научного центра БДД МВД России, Минздрава, Минтранса и ФГУП «НАМИ». Конференция 2020 года собрала более 1,7 тыс. участников и 80 министров из разных стран мира, что еще раз подтверждает повышенное внимание политиков к проблеме безопасности на дорогах.

Среди высокопоставленных участников – король Швеции Карл XVI Густав, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебреисус (из-за занятости в связи с ситуацией с коронавирусом он обратился к участникам с видеообращением), президент Международной автомобильной федерации и спецпосланник Генерального секретаря ООН по безопасности дорожного движения Жан Тодт, исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии ООН Ольга Алгаерова.

Россия рассматривает повышение безопасности дорожного движения в качестве одного из приоритетов государственной политики, важного фактора устойчивого социально-экономического и демографического развития, подчеркнул Владимир Колокольцев в ходе своего выступления. «Наша страна традиционно придает большое значение международному взаимодействию в данной сфере», – заявил он. Говоря о международной обстановке, руководитель МВД России отметил, что с 2009 года удалось сделать многое для улучшения ситуации в области безопасности дорожного движения. В 2018 году был создан Целевой фонд по безопасности дорожного движения ООН для финансовой поддержки стран со средним и низким доходом: представители МВД вошли в его административные органы – консультативный совет и руководящий комитет. За время существования фонда удалось привлечь почти $20 млн от государств-участников и частных компаний. Одним из крупнейших инвесторов является Российская Федерация – она обеспечила более $2 млн, что является рекордом для стран-участников. Финансовую помощь от фонда уже получили Филиппины, Эфиопия, Египет, Пакистан и Сенегал (см. ниже).

Вызов нового десятилетия

Между тем, следует из данных ВОЗ, смертность от ДТП в мире все равно растет (планировалось снизить ее вдвое к 2020 году, но добиться этого пока не удалось). Для исправления негативной тенденции необходимы дополнительные усилия, об этом говорили все участники конференции. Президент России и правительство уже поставили цель стремиться к нулевой смертности в ДТП к 2030 году – для этого реализуется стратегия безопасности дорожного движения и национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Основные показатели аварийности в России уверенно снижаются, причем не первый год (см. ниже).

Выступая на одном из мероприятий в рамках министерской конференции, Михаил Черников говорил также о важном эффекте, который дает пропаганда безопасности движения. По данным Госавтоинспекции МВД России, в том числе благодаря развернутой просветительской работе с 2011 года в России доля водителей, пользующихся ремнями безопасности, выросла с 32 до 83%; доля мотоциклистов, пользующихся шлемами, – с 17 до 42%; доля нарушающих ПДД пешеходов сократилась с 72 до 48%.

Министр инфраструктуры Швеции Томас Энерот говорил о том, что ДТП являются основной причиной смертности среди детей, сравнивая это явление с эпидемией. Если ничего не сделать, то число ДТП в ближайшие годы будет только расти, продолжал господин Энерот, призывая страны делиться друг с другом успешными практиками. Тем более, в распоряжении государств имеются новые технологии и инструменты из области цифровизации, которых не существовало 10–15 лет назад.

В прошлом году правительство Швеции поставило задачу уменьшить вдвое смертность в ДТП к 2030 году (в прошлом году на шведских дорогах погибло 223 человека), рассказал Томас Энерот. «Надеюсь, что остальные страны этому последуют», – отметил он. Он подчеркнул, что странам нужно уделить особенное внимание контролю скоростей и установлению скоростных ограничений. Его поддержал и ведущий эксперт по безопасности движения, профессор Технического университета Чалмерса (Швеция) Клас Тингвал. «Скорость – это кинетическая энергия, это то, что убивает нас, – заявил он. – При высокой скорости автотранспорта увеличивается потребление энергии, выброс вредных частиц, шумовое загрязнение. Скорость движения транспорта имеет критическое значение для качества жизни».

Цели итоговой декларации

По итогам конференции участники подписали новый масштабный документ – Стокгольмскую декларацию, которая впоследствии будет использована при подготовке к очередному заседанию Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о повышении безопасности дорожного движения. На этой сессии планируется принятие очередной резолюции Генассамблеи, которую по традиции каждые два года представляет Россия в соавторстве с ведущими государствами и заинтересованными международными организациями. Документ закрепляет ряд важных тезисов. Сейчас на дорогах мира гибнет порядка 1,35 млн человек в год, до 50 млн человек получают травмы. Дорожно-транспортные происшествия являются восьмой ведущей причиной смерти во всем мире для людей всех возрастов. 90% всех аварий происходят в странах с низким или средним уровнем жизни. Издержки от аварийности на уровне стран составляют в среднем 3% от ВВП. Существует множество уже проверенных способов снижения аварийности, и их надо использовать активнее. Наибольший эффект дает комплексный подход к безопасности движения (например, шведская программа Vision Zero), а также взаимодействие с гражданским обществом, коммерческим сектором и промышленностью. В 2024 году ВОЗ подготовит перечень проверенных методов, которые уже позволили успешно сократить смертность.

В последующее десятилетие (2021–2030 гг). прогнозируется еще 500 млн смертей и травм в результате ДТП – в декларации это характеризуется как «эпидемия и кризис». Избежать этого можно только «укреплением политической воли, политического лидерства и более активных действий на всех уровнях». Страны-участники взяли на себя обязательство сделать все, чтобы к 2030 году смертность в ДТП снизилась на 50%, повторив, таким образом, поставленную 10 лет назад цель. Это может быть сделано, в частности, за счет перехода к более безопасным, чистым и энергоэффективным видам транспорта, а также за счет пропаганды физически активных способов передвижения (например, ходьбы и езды на велосипеде). Следуя призыву России и Швеции, страны также договорились сосредоточить внимание на усилении контроля за нарушением скоростного лимита и установить максимальное ограничение в 30 км/ч в тех местах, где наиболее уязвимые участники движения (пешеходы, дети) и транспортные средства часто пересекаются. В российском обществе активные дискуссии на эту тему ведутся уже не первый год, но единого мнения на этот счет не выработано.

Мнение российских экспертов

Можно уверенно говорить о целом ряде проблем в области безопасности дорожного движения, которые потребуют решений в ближайшие 10–20 лет, говорит профессор Московского автодорожного института Султан Жанказиев. Во-первых, сегодня на дорогах появляется все больше новых участников движения, использующих средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, сигвеи и т.д.). «Динамика идет по нарастающей, механизма сдерживания этого процесса нет, – отмечает эксперт. – Всем странам нужно осознать степень угрозы, классифицировать и систематизировать эти средства, ввести законодательное регулирование». Минтранс совместно с Госавтоинспекцией уже готовят изменения в правила дорожного движения, которые прошли общественное обсуждение и, вероятно, скоро будут приняты.

Значительная доля граждан перемещается из сегмента пользователей личных автомобилей в сегмент краткосрочной аренды (каршеринг), подчеркивают эксперты. К своему автомобилю граждане относятся обычно бережно, к корпоративному – нет, а значит, и манера езды соответствующая. Низкий уровень контроля в системах каршеринга провоцирует пользователей на агрессивное вождение.

В ближайшие годы должны будут появиться современные системы контроля в автомобилях краткосрочной аренды.

Технологии автоматизированного транспорта станут в ближайшее десятилетие еще одним фактором риска, считает директор Центра испытаний ФГУП «НАМИ» Денис Загарин. Этот рынок развивается быстрее, чем предполагалось 3-4 года назад, многие компании уже выпустили беспилотный транспорт на дороги, в России эксперимент с участием автономных автомобилей проводится с 2018 года. «Появление автоматизированных машин поднимет целый ряд вопросов, – говорит Денис Загарин. – Будет меняться рынок перевозок грузов и пассажиров, возникнут новые профессии, изменится подход к контролю за движением, придется решать вопрос о киберзащищенности новых автомобилей. Здесь мы находимся на самом начальном этапе пути».

А вот «традиционные» факторы аварийности по мере развития технологий, скорее всего, уйдут в прошлое. В будущем ожидается появление телематических систем в автомобилях, которые будут включать блок контроля состояния водителя и контроль состояния трезвости, отмечает Султан Жанказиев. «Почти все страны уже подтвердили, что планируют внедрять подобные технологии, нужно дождаться нормативного регулирования, – говорит он. – По мере усиления контроля такой фактор риска, как нетрезвое вождение, уверен, постепенно будет снижаться».

Кому помогут улучшить безопасность движения в 2020 году

В конце 2019 года Целевой фонд ООН по безопасности дорожного движения объявил конкурс на прием заявок на поддержку национальных проектов в области безопасности движения. В общей сложности было подано 73 заявки от 52 стран на общую сумму $62,5 млн, но с учетом ограниченных ресурсов принято решение профинансировать в 2020 году 10 проектов, направленных на улучшение безопасности движения в 12 странах. Общий объем финансирования превысит $4 млн. 50% из этой суммы направят на пять проектов в семи странах Африки, где на данный момент смертность от ДТП является самой высокой в мире – 26,6 погибших на 100 тыс. населения.

КАКИМ СТРАНАМ ООН ПОМОЖЕТ СНИЗИТЬ СМЕРТНОСТЬ ОТ ДТП
СТРАНА ОБЪЕМ ПОМОЩИ В 2020 ГОДУ, $ МЛН
Лаос 570
Танзания 480
Замбия 450
Бразилия 321
Азербайджан 500
Аргентина 300
Тунис 317
Уганда 265
Иордания 267
Камерун, Тунис, Конго, Кот-д’Ивуар 500
КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ В РОССИИ ЗА 10 ЛЕТ
  2009 год 2019 год Изменения
Общее число ДТП 203 618 164 358 –20%
Число погибших 27 659 16 981 –39%
Число раненых 255 484 210 877 –18%
Число погибших пешеходов 5448 4917 –10%
Число погибших детей до 16 лет 914 562 –39%
Объем автопарка, млн ТС 42,06 61,7 +46%

Использование смартфонов признают глобальной угрозой

Госавтоинспекция МВД России принимает активное участие в заседаниях и формировании повестки Глобального форума по безопасности движения – рабочего органа Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. В марте 2020 года на этой площадке обсуждалась еще одна серьезная угроза для дорожной безопасности – использование мобильных телефонов за рулем. С ростом популярности соцсетей все больше водителей смотрят за рулем на экран, а не на дорогу, что приводит к увеличению аварийности. Официальная статистика это только подтверждает. Российские эксперты вместе с Италией и Францией готовят рекомендации для других стран ввести на национальном уровне дополнительные ограничения на применение за рулем устройства (телефона или другого гаджета), которое нужно держать в руке. Должна быть также закреплена рекомендация для водителей воздерживаться от просмотра сообщений на экране и использования других функций гаджетов, включая прослушивание аудиосообщений, музыки, а также фото-и видеосъемки. Данные правила должны подкрепляться социальными кампаниями, направленными на изменение поведения участников движения, причем не только водителей, но и пешеходов.

Источник: Коммерсантъ

Предыдущие новости