ENG

От лошадей до Aurus: на чем принимали Парады Победы

Из-за пандемии коронавируса Парад Победы не состоялся, а легендарные кабриолеты не выехали на брусчатку Красной площади впервые за 67 лет. Вспоминаем историю торжественных автомобилей СССР и России

Впервые парадный кабриолет выехал на Красную площадь в 1940 году. В последнем предвоенном параде колонну бронетехники возглавлял фаэтон ЗИС-102, который представлял собой лишенную крыши модификацию лимузина ЗИС-101. Однако командующий парадом и принимающий его были на лошадях. Именно тогда впервые прозвучало предложение пересадить военачальников с живых коней на железных. Но Сталин был категоричен: «Не будем менять хорошую традицию Советской армии».

Поэтому самый первый Парад Победы 1945 года маршал Жуков принимал верхом на скакуне светло-серой масти по кличке Кумир, который был арабско-кабардинских кровей.

ЗИС-110Б

На Парадах Победы машины заменили лошадей в 1953 году, после смерти Сталина. Главным автомобилем тогда стал 4-дверный фаэтон ЗИС-110Б. Этот автомобиль разрабатывался еще во время войны — разумеется, о его использовании в качестве парадной машины тогда никто не задумывался. Создание автомобиля велось по требованию Сталина, и своим дизайном советский фаэтон обязан именно автомобильным вкусам отца народов. Во внешности кабриолета без труда угадываются черты Packard Super Eight 180 и роскошного Buick Limited тех лет.

В основе конструкции ЗИС-110Б лежала мощная лонжеронная рама, из-за чего вес машины превышал 2,5 тонны. В движение фаэтон приводила 6,0-литровая «восьмерка» мощностью 140 лошадиных сил. Среди прочих технических особенностей стоит отметить тормоза с гидравлическим приводом, которые впервые устанавливались на советский легковой автомобиль. Кроме того, в салоне ЗИС-110Б была специальная рукоятка, за которую для удержания равновесия во время движения держался командующий парадом.

ЗИЛ-111В

В 1960-е годы на главную площадь столицы приехал кабриолет ЗИЛ-111В. Дизайн новинки напоминал американские модели тех лет, а под капотом машины устанавливалась V-образная «восьмерка», работающая в паре с двухступенчатой автоматической трансмиссией. 20-сильный двигатель мог разогнать кабриолет до первой «сотни» примерно за 23 секунды. Специально для парадов кабриолет оснащался поручнем и микрофонной установкой, а место переднего сиденья заняла площадка для командующего. Помимо военных мероприятий, ЗИЛ-111В использовался для встречи правительственных делегаций и важных персон. Например, на таком кабриолете торжественно встречали в Москве первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

ЗИЛ-117В

Новое поколение правительственных кабриолетов с индексом ЗИЛ-117В появилось на Красной площади в начале 1970-х годов. Двухдверный автомобиль был спроектирован на базе представительского седана ЗИЛ-117 и оснащался 300-сильным двигателем. Парадный ЗИЛ-117В, в отличие от машин для встреч иностранных делегаций, окрашивался в светло-серый цвет. Вместо кресла переднего пассажира устанавливалась внушительная двухмикрофонная стойка, а центральный поручень помогал командующему держать равновесие. ЗИЛ-117В можно назвать настоящим рекордсменом по участию в парадах. В Москве кабриолет принимал участие в торжественных мероприятиях до 1980 года, а по Дворцовой площади Санкт-Петербурга этот автомобиль ездил до 2008 года.

ЗИЛ-115В

В 1981 году министру обороны Дмитрию Устинову был представлен ЗИЛ-115В. Всего на заводе Лихачева было построено три кабриолета для участия в парадах. Автомобиль со складывающимся за 20 с тентом оснащался атмосферным мотором объемом 7,6 л, а его максимальная мощность составляла 353 лошадиные силы.

Обилие хрома в экстерьере — безусловная дань автомобильной моде тех лет. В багажнике у машины располагалась радиостанция, через которую неслось знаменитое «Здравствуйте, товарищи!». Чистоту звука и отсутствие помех обеспечивал комплекс спецсвязи «Репетитор». Кстати, по набору полезных опций ЗИЛ-115В вполне может конкурировать и с современными автомобилями: машина оборудована кондиционером, подогревом пола и сидений, а также автоматическими омывателями и очистителями фар. ЗИЛ-115В принимал участие в военных парадах на Красной площади вплоть до 2009 года.

ЗИЛ-41041 АМГ

В 2006 году на брусчатке Красной площади появились принципиально новые машины. Ими стали кабриолеты под названием ЗИЛ-41041 АМГ. На самом деле машины с традиционной внешностью парадных ЗИЛов базировались на шасси американских пикапов GMC Sierra. У этой модели кабриолет позаимствовал и шестилитровый двигатель V8 мощностью 353 л. с., и шестиступенчатый «автомат». Кстати, несмотря на эмблему автомобильного Завода имени Лихачева на капоте, разработкой машины занималась компания «Атлант-Дельта» из Нижнего Новгорода. Впервые кузов парадной машины был окрашен в черный цвет, а не в светло-серый. По одной из легенд, этот цвет был выбран из-за того, что лучше сочетался с гражданским костюмом тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова.

Aurus

В 2019 году ЗИЛы советской эпохи заменили кабриолетами новой отечественной марки Aurus. Эти машины были разработаны в рамках проекта «Кортеж», который предусматривает целое семейство представительских автомобилей, включающих в себя седан Senat S600, лимузин Senat L700 и микроавтобус Arsenal. Кроме того, в начале следующего года ожидается и дебют внедорожника Aurus Komendant.

Парадный кабриолет Aurus оснащен гибридным двигателем, в состав которого входит 4,4-литровый V8 c турбонаддувом и электромашина. Суммарная мощность силовой установки составляет 598 сил. В паре с мотором работает новый девятиступенчатый автомат российской фирмы КАТЕ, а в настройках мехатроники автомобиля есть специальный парадный режим движения.

При этом в Aurus не исключают, что в последующем роскошные кабриолеты марки могут поступить в свободную продажу.

Источник: Autonews

Предыдущие новости